Мозг – удивительный и, пожалуй, самый загадочный орган, небольшой биологический компьютер, центр, через который живые существа получают команды к действию.
Он играет ключевую роль в жизни всех живых организмов. Если без рук/ног тело способно существовать, то при отсутствии мозга жизнь не возможна. Мозгу всегда выделялась одна из ключевых ролей в организме человека. История находит случаи, когда съедание мозга соперника считалось получением его силы. В средневековье мозг понимался как средоточие жизни, наряду с сердцем. Сегодня тема мозга также очень популярна.
Однако не у всех он одинаковый. Мозг у животных и других живых существ сильно отличается в зависимости от вида и может представлять собой небольшое скопление нервных клеток или сложную и поразительную систему нейронов.
Годами мозг человека уподобляли компьютеру, однако последние открытия показывают неправомерность такого сравнения. «Возможно ли постичь работу органа, в котором насчитывается порядка 50 миллиардов нейронов с квадриллионом синапсов (соединений), а общая частота переключения составляет примерно 10 квадриллионов в секунду?» — спрашивает д-р Ричард Рестак. Как он отвечает на этот вопрос? «Производительность даже самых современных компьютеров нейронной сети... сопоставима с одной десятитысячной умственных способностей комнатной мухи». (Уже устаревшие данные, однако еще также актуальные) Насколько же тогда неправомерно сопоставление компьютера с человеческим мозгом, который гораздо сложнее.
Какой из созданных человеком компьютеров может чинить себя, переписывать свою программу или совершенствоваться с годами? Если нужно отрегулировать компьютерную систему, то написать и ввести новые закодированные команды должен программист. А наш мозг делает это автоматически как в раннем детстве, так и в старости. Не будет преувеличением сказать, что самые совершенные компьютеры крайне примитивны по сравнению с мозгом. Ученые называют мозг «самой сложной из всех известных систем» и «самым сложным объектом во Вселенной».
Можно обратить внимание на некоторые открытия, приведшие многих людей к выводу, что человеческий мозг — не просто плод эволюции.
Применение полезных изобретений, например машин и реактивных самолетов, обычно ограничено возможностями комплекта постоянных механизмов и электрических систем, которые разрабатывает и устанавливает человек. Мозг же — даже по самым скромным меркам — это очень гибкий биологический механизм, или система. Он может изменяться в зависимости от того, как его используют. Видимо, на развитие мозга в течение жизни влияют два основных фактора: что мы пропускаем в мозг через наши органы чувств и о чем мы думаем.
Хотя фактор наследственности, возможно, и влияет каким-то образом на деятельность мозга, но современные исследования показывают, что параметры нашего мозга не задаются генами в момент зачатия. «Никто даже не предполагал, что мозг может так сильно изменяться, как это известно науке сегодня»,— пишет лауреат Пулитцеровской премии Рональд Котулек. Проведя опрос более чем 300 исследователей, он пришел к выводу: «Мозг — это не неизменный орган; это постоянно изменяющееся множество клеточных соединений, на которое сильно влияет жизненный опыт» («Inside the Brain»).
Каждая короткая фраза, которую мы произносим, имеет собственную схему мышечных движений. Значение одного и того же выражения может изменяться в зависимости от того, как интенсивно и в течение скольких долей секунды двигаются различные мышцы. «Говоря в умеренном темпе,— объясняет специалист в области речи д-р Уильям Перкинз,— человек издает около 14 звуков в секунду. Это в два раза больше, чем можно добиться, управляя работой языка, губ, челюсти и любых других органов речевого аппарата, если двигать каждым из них в отдельности. Однако при совместном действии этих органов они работают подобно пальцам опытных машинисток или пианистов. Их движения — совершенная гармония».
Информация, необходимая, чтобы произнести, например, простой вопрос «как дела?», хранится в участке лобной доли головного мозга, называемом центром Брока, который считают речевым центром человека. Лауреат Нобелевской премии невролог Джон Эклс писал: «У обезьян не обнаружена зона, соответствующая... речевому центру Брока». Даже если у животных и будут обнаружены какие-то подобные зоны, остается фактом то, что ученые могут научить обезьян произносить всего лишь несколько простых звуков. Мы же способны говорить на сложном языке. При этом мы соединяем слова по правилам грамматики нашего языка. Центр Брока помогает нам не только говорить, но и писать.
Для беглой же речи нужно еще больше. Например, простое слово «привет» может нести множество оттенков значения. Тон голоса может выражать счастье, возбуждение, скуку, спешку, досаду, грусть или испуг и даже передавать все эти эмоции с различной силой. За эмоциональную окраску речи «отвечает» отдельная часть мозга. Итак, при общении задействуются различные части мозга.
Шимпанзе учат некоторым жестам, но они используют эти жесты только для самого простого: попросить пищу или еще что-то необходимое. Д-р Дейвид Примак, который работал с шимпанзе, пытаясь научить их простым способам несловесного общения, пришел к выводу: «Человеческий язык — это помеха на пути теории эволюции, потому что он обладает слишком большими возможностями, которые ничем нельзя объяснить».
Можно задуматься: почему людям присуще это прекрасное умение делиться мыслями и чувствами, задавать вопросы и отвечать на них? В одной энциклопедии говорится, что «[человеческая] речь — это нечто особенное», и признается, что «поиски предшествовавших ей форм общения в животном мире не помогают преодолеть огромную пропасть, отделяющую язык и речь людей от способов общения животных». Профессор Людвиг Келер выразился об этой разнице так: «Человеческая речь — тайна; это Божий дар, чудо».
А как отличаются жесты, используемые обезьяной, от сложных речевых возможностей детей! Джон Эклс обратил внимание на то, что замечали и многие из нас: на способности «даже трехлетнего ребенка, который, стремясь понять окружающий мир, обрушивает на нас лавину вопросов». Он добавил: «Обезьяны же не задают вопросов». Да, только людям свойственно задавать вопросы, в том числе и вопросы о смысле жизни.
В отличие от животных, которые живут и действуют в основном в соответствии с насущными потребностями, люди могут размышлять о прошлом и планировать будущее. Мы можем делать это благодаря практически безграничной способности мозга запоминать информацию. Правда, животные тоже имеют определенную память, и это позволяет им отыскивать дорогу домой или вспоминать, где можно найти еду. Но память животных несравнима с памятью человека. По оценке одного ученого, наш мозг может хранить информацию, которая «заняла бы около двадцати миллионов томов — столько же, сколько насчитывается в крупнейших библиотеках мира». Некоторые неврологи полагают, что за жизнь средней продолжительности человек использует только сотую долю одного процента (0,0001) потенциальных возможностей своего мозга. Хороший повод задать вопрос: почему наш мозг обладает такими огромными возможностями, если за жизнь нормальной продолжительности мы можем использовать лишь ничтожную их часть?
А ведь наш мозг — не просто огромный склад информации, подобный суперкомпьютеру. Профессора биологии Роберт Орнштейн и Ричард Томпсон пишут: «Способность человеческого разума учиться — накапливать и вспоминать информацию — самое потрясающее явление в биологическом мире. Все, что делает нас людьми: язык, мысли, знания, культура,— является проявлением этой необыкновенной способности».
Более того, мы обладаем сознанием. Эти слова могут показаться банальными, но они подытоживают то, что поистине делает нас уникальными. Ум описывается как «загадочная субстанция, которой присущи интеллект, способность принимать решения, восприятие, осведомленность и самосознание». Как ручьи, протоки и реки питают море, так воспоминания, мысли, образы, звуки и чувства постоянно пополняют наш ум или проходят через него. По определению, сознание — это «восприятие того, что поступает в ум человека».
В наши дни исследователи достигли больших успехов в понимании физического строения мозга и отдельных происходящих в нем электрохимических процессов. Ученые могут также объяснить схемотехнику и принципы работы новейшего компьютера. Но между мозгом и компьютером существует огромная разница. Благодаря мозгу мы обладаем сознанием и осознаем свое существование, чего не скажешь о компьютере.
Некоторых человеческое сознание озадачивает. В одной книге, хотя и поддерживается чисто биологическое объяснение сознания, все же говорится: «Мы заходим в тупик, когда задумываемся о том, как процесс эволюции, напоминающий игру случая, в которой на проигравших налагаются баснословные штрафы, мог создать такие качества, как любовь к прекрасному и к истине, сочувствие, свободу и, самое главное, необъятность человеческого восприятия. Чем больше мы размышляем о своих духовных возможностях, тем больше это нас поражает». Как справедливы эти слова. Итак, можно закончить разговор об уникальности человека, приведя несколько фактов о нашем сознании, которые показывают, почему многие люди убеждены, что должен существовать разумный Конструктор, заботливый Творец.
Комментариев нет:
Отправить комментарий